ГБОУ ЛНР "Гимназия № 52"
Луганск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Классификация и виды

    Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

    • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
    • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
    • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
    • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
    • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
    • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

    Психологические особенности детей с ОВЗ

    Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

    Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

    • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
    • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
    • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
    • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
    • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
    • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
    • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
    • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
    • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
    • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

    Шкала ограниченных возможностей

    Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

    Недуг

    Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

    Дефекты с потерей жизненно важных способностей

    На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

    Недееспособность

    Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

    Какие заболевания входят в ОВЗ

    В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

    Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

    Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
    Дефекты слуха

    1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.

    2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.

    Аномалии зрения

    1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей.

    2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2

    Нарушения речи

    1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития.

    2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью.

    3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.

    Дефекты опорно-двигательного аппарата В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита.
    Нарушение интеллекта

    1. Расстройства речи и языка.

    2. Слабоумие.

    3. Различные формы умственной отсталости.

    4. Расстройства развития учебных навыков.

    Аномалия аутистического спектра Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

    Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

    В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

    Как это происходит на практике.

    В школе

    С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

    Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

    • страх перед обществом;
    • неумение общаться на равных;
    • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

    Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

    Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    В помощь родителям

    Презентация ФГОС НОО ОВЗ

    Меры поддержки

    Бесплатное питание.
    Бесплатное питание
    Питание ОВЗ
    Бесплатное питание для детей 1-4 классов и Льготная категория

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

    При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

    ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 

    ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

    В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

    Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.

    Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

    Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

    Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

    -первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
    -второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
    -третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
    -четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
    Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

    -диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
    -диагноз продляют;
    -диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
    Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

    Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

    Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

    -сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
    -занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
    -специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
    -специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
    В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

    -в инклюзивном классе массовой школы,
    -в коррекционном классе массовой школы, 
    -в коррекционной школе,
    -надомное образование,
    -семейное образование.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Специально оборудованных кабинетов для детей с ОВЗ  в ГБОУ ЛНР "Гимназия № 52" нет.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике